Современная глобальная экономика входит в негативный суперцикл

Современная глобальная экономика входит в негативный суперцикл

Современная глобальная экономика переживает худшие времена

В 2008-2009 годах мир пережил финансовый кризис, что вылилось в снижение объемов глобальной торговли, а дальнейший протекционизм и проблемы с производственными цепочками усилили негативный эффект. Современная глобальная экономика переживает не лучшие времена, причем ухудшение происходит довольно быстрыми темпами.

Самые первые признаки начинающегося “заболевания” были видны еще в январе, когда МВФ опубликовал очередной вестник, пересмотрев свои надежды касательно мирового ВВП, и снизив темп роста на 0,2% — до 3,5%. В то же время фонд посчитал, что темп роста мировой торговли останется почти прежним, около 4%, опустив его буквально на часть процента. Это вызывает некие сомнения. Пошлины торговых операций между Америкой и Китаем увеличиваются, и могут расти дальше. Брекзит приведет к последствиям в Евросоюзе, которые сложно предугадать. Таким образом, есть много оснований полагать, что с мировой торговлей все будет не так хорошо, как на то надеется МВФ.

Падение современной глобальной экономики

Вся эта ситуация может привести к серьезным проблемам, так как уже сейчас поддержка глобальной экономики со стороны мировой торговли довольно зыбкая. В 2009 году случился рекордный спад в этой отрасли, на 10,4%, и после этого былые показатели очень долго возвращались на свои позиции. После краткого облегчения в 2010-2011, рост общемирового трейдинга составил лишь 3,6% с 2012 по 2018 годы. Это только половина от того темпа, который сохранялся в течение двадцати докризисных лет.

Безусловно, более медленный рост глобальной торговли может быть связан со сложностями воскрешения всех индустрий после масштабного кризиса. Но соотношение прироста ВВП и торговли говорят о другом. Во время прошлых экономических взлетов этот показатель равнялся около 1,6. То есть, как только экономика “выдыхает” после кризиса, торговля начинает расти на 60% быстрее, чем ВВП. Сейчас же этот коэффициент равен около 1,0, что значит, что темп роста торговли замедляется, и равняется росту ВВП.

Эксперты пытаются найти причину такому явлению. В 2016 году МВФ опубликовал исследование, где пояснил такой эффект сильными расходами бизнеса и небольшим протекционизмом. Но за последующие 2 года мир сильно поменялся. Все еще наблюдается недостача капитальных расходов, но протекционизм растет, равно как негативное влияние на производственные цепочки.

США под управлением Трампа явно отходит от торгового либерализма. Америка вышла из Транстихоокеанского договора, НАФТА заменилась на USMCA. Против Китая повысили пошлины. Также Америка покинула партнеров по Парижскому соглашению против борьбы с климатическими изменениями, грозится выйти из ВТО, что означает, что США хочет максимально сбросить с себя обязательства перед другими странами и сосредоточиться на собственных проблемах, перестав уделять время более глобальным вопросам.

При всех этих сложностях еще опаснее выглядит замедление роста экономики в Китае. В декабре 2018 года сильно упали продажи товаров долгосрочного использования, например, гаджетов и средств передвижения. Импорт снизился на почти 8% за год. Это очень резкие перемены, учитывая, что в 2017 году импорт вырос на 16,1%.