Уровень долговой нагрузки крупных частных и госкомпаний России увеличивается
Заместитель министра финансов России Владимир Колычев заявил, что уровень долговой нагрузки частных и государственных компаний увеличивается. И это тревожный сигнал. Если хотя бы одно из больших предприятий будет вынуждено признать банкротство, это будет серьезным ударом по государственному бюджету России. Поэтому правительству приходится предпринимать меры, чтобы не обезопасить государство от возможных рисков. Которые в условиях кризиса продолжают активно расти.
Власти поставили уровень долговой нагрузки бизнеса на контроль
Владимир Колычев отметил, что Министерство финансов запустило мониторинг долговой нагрузки крупного бизнеса. По словам чиновника, в первый список вошло 10 организаций, среди которых как государственные, так и частные. Как заявил замминистра, таким было распоряжение правительства, которое обязало компании предоставлять соответствующие отчеты.
По словам Колычева, ключевой задачей Минфина на данный момент является сбор информации. Чиновник отметил, что сначала ведомство должно получить необходимые сведения, а потом уже думать, как бороться с проблемой. После того, как нужные данные будут в распоряжении Министерства, чиновники разработают соответствующие рекомендации, и пути выхода из сложной ситуации для предприятий. Поэтому пока что основная работа сосредоточена именно вокруг получения и анализа отчетов.
Как заявил Колычев, вопрос долговой нагрузки связан с неявными обязательствами бюджета. По словам замминистра, необходимо разработать определенные требования, которые должны выполнять компании, если хотят получить помощь от государства в кризисные периоды. В частности, если организации откажутся исполнять рекомендации Минфина, и продолжат наращивать долговую нагрузку, претендовать на транш из госбюджета они не смогут.
В качестве примера Колычев привел компании из нефтедобывающей и газодобывающей отрасли. В их отношении производится расчет долговой нагрузки по отношению к такому показателю, как EBITDA. При этом берется в расчет критерий с фактическими ценами 2017 года, то есть 40 долларов за баррель Brent.
В бюджетном прогнозе на ближайшие 17 лет, который был одобрен как Госдумой, так и Кабмином, уделяется большое внимание рискам явных и неявных обязательств перед организациями. И по мнению Колычева, необходимо разработать определенную систему, которая позволит управлять этими рисками. В качестве примера чиновник привел платные трассы. Например, если на них не хватает трафика, то государство компенсирует часть убытков до минимально приемлемого уровня. Однако сейчас в России нет способа учета рисков и мер поддержки, которые бы обеспечили полноценное функционирование компаний в кризисные периоды.
Кроме того, Колычев упомянул и о рисках новых западных санкций. В том числе чиновник вспомнил ситуацию с Rusal, которая находилась 8 месяцев под санкциями США. Замминистра отметил, что в данном случае стране повезло, что компания быстро вышла из-под ограничений. Однако на будущее подобные неприятности также необходимо предусмотреть, чтобы не допустить их банкротства под давлением Запада.